Гостевая

                                                 Вольнолюбивая лирика Пушкина.

Лицейские годы сформировали не только литературные, но и политические взгляды Пушкина. В частности, свободолюбием он во многом был обязан дружбе с гвардейскими офицерами, которые служили в Царском Селе. Особенно это относится к Н. Н. Раевскому и П. Чаадаеву — писателю, философу, близкому по взглядам к декабристам. С ними Пушкин много рассуждал о свободе, необходимости борьбы с деспотизмом. Конечно, это не могло не отразиться на его поэтической деятельности.

Ряд стихотворений Пушкина, написанных им до первой ссылки (и явившихся поводом для гнева Александра I), объединяются в вольнолюбивую лирику поэта. После 1823 года Пушкин несколько отошел от политической поэзии и не писал уже таких откровенно смелых и вызывающих стихов. Однако до самой смерти он оставался гордым, независимым, свободолюбивым человеком и творцом.

Самое прославленное произведение Пушкина первых лет петербургской жизни—ода «Вольность». Ода написана в традициях поэзии Радищева. Как и Радищев, Пушкин восславил в оде не царей, а свободу:

Хочу воспеть свободу миру,

 На тронах поразить порок.

Юный поэт свято верит в необходимость и благотворность

свободы. Эта мысль проходит через все стихотворения. Пушкин очень пылок, но одновременно глубок. Свобода, по мнению поэта, может принести благо лишь в сочетании с законом:

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с вольностью святой

Законов мощных сочетанье...

При некоторых крайностях ода «Вольность» была необычайно смелым и глубоким произведением. Недаром многие декабристы зачитывались ею, учили наизусть.

В 1818 году Пушкин пишет одно из лучших своих вольно­любивых стихотворений — «К Чаадаеву». Это очень волнующее произведение. Образец подлинной лирики, которая всегда выражает внутренние чувства и переживания автора.

Большая часть пушкинского стихотворения звучит как призыв, как ораторское обращение. Начинается оное воспоминания о юности:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман...

Любовь, мечта о «тихой славе» — все это видится Пушкину в прошлом. По его мнению, невозможно быть славным лириком или философом под «гнетом власти роковой», под гнетом самодержавия. Эта неправедная власть вызывает у поэта прямой и страстный призыв к действию, к борьбе. Служить не «роковой власти», а свободе, чести, Отчизне — вот к чему зовет Пушкин.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Печать гения ложится на все, к чему он прикоснется. И вот стихотворение, написанное более 170 лет назад, и сейчас не утратило для нас ни свежести, ни значимости.

К1819 году намечается внутренний кризис в жизни Пушкина. Поэт разочаровывается в городской жизни. Ему тяжело работать, а значит и жить в Петербурге. «Петербург душен для меня»,— пишет Пушкин в одном из писем. На стихах Пушкина лежит заметный след пережитого разочарования. Его лучшие произведения этого периода посвящены деревне. Он призывает уйти прочь от городской суеты, найти в деревне «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Этот мотив звучит в одном из самых известных стихотворений того време­ни — «Деревня».

В 1819 году Пушкин проводит несколько месяцев в Михай­ловском. Это время оказалось благотворным для него: он написал там ряд прекрасных стихотворений, в том числе и «Деревню».

Это произведение состоит как бы из двух частей и содержит в себе два начала. Первая часть — это элегия, глубоко лирическое описание и раздумье автора.

Приветствую тебя, пустынный уголок...

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубрав, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Однако лирический, элегический тон первой части сменяется во второй прямым обличением.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает...

Не видя слез, не внемля стона

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Как и в других своих вольнолюбивых (политических) стихах, Пушкин выражает в «Деревне» взгляды, близкие декабристам. Он облекает их в страстную поэтическую форму, способную пробуждать сердца и души людей. Ему кажется, поэзия может совершить чудо: просветить одних, образумить других. Вольнолюбивая лирика, безусловно свидетельствует о том, что Пушкин того периода был человеком гордым, свободолюбивым, а главное, очень смелым и решительным. Но увлечение свободой не было просто данью молодости и модным настроениям. Две ссылки, царская опала хотя и сделали Пушкина в своем творчестве политически более сдержанным, но не изменили его представлений о свободе, о роли поэта как, глашатая истины. Очень верно сказал об этом Н. Огарев: «Толчок, данный литературе вольнолюбивым направлением ее высшего представителя (Пушкина), был так силен, что с тех пор... русская литература не смела безнаказанно быть рабскою и продажною».

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                В начало

                 Лирика    Тютчева    в   моем   восприятии

Для меня поэзия — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным... Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Поэ­зия проникает в самые тайные уголки моей души. Она мне ближе, нежели проза. Может быть, это пото­му, что в детстве мне обычно читали произведения в стихотворной форме? Ведь детские впечатления — самые прочные. Я наизусть помню и сейчас:

Люблю грозу в начале мая...

Зима недаром злится...

Эти строки написал поэт, который впоследствии стал для меня одним из самых понятных и люби­мых,— Ф. И. Тютчев.

Восприятие стихов менялось с возрастом: в детст­ве они способствовали развитию чувствительности, далее у меня возникло желание узнать побольше о самом поэте, сейчас я пытаюсь осмыслить, переоце­нить свое отношение к его творчеству.

Недавно я подробно изучила биографию Тютчева и по его высказываниям поняла жизненную позицию автора, чувства и переживания, выплеснувшиеся в стихотворениях. По его произведениям можно опре­делить, находится ли автор в состоянии внезапно на­хлынувшей меланхолии или, наоборот, радостного вдохновения, — настолько обнажена в них душа Тют­чева:

О,  вещая душа моя!
О,  сердце,  полное тревоги,              

О,  как ты бьешься на пороге

 Как бы двойного бытия!

Свои стихотворения поэт ронял, как цветы «мгно­венного вдохновения». Его произведения исполнены истинного, самобытного таланта. В них пульсирует мысль и неподдельное чувство.

Но, бесспорно, главное достоинство его творений заключается в живом, грациозном и верном изобра­жении природы. Именно его описания природы мне ближе всего, несмотря на то что этой теме уделяли огромное внимание такие корифеи русской поэзии, как Жуковский, Баратынский, Пушкин, Лермонтов.

 

 

      Наверное, это потому, что Тютчев прекрасно понимает природу, ему доступны тайные, неуловимые черты и оттенки ее.

Я заметила, что его стихотворения очень коротки но между тем ни к одному из них нечего добавить. Каждое слово метко, полновесно. Оттенки в его произведениях, как писал Некрасов, «расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя лучше». Полностью подтверждает слова 1 Некрасова тютчевское «Утро в горах»:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина  светлой полосой...

Язык Тютчева поразил меня своей красочностью, живостью,  почти пушкинской красотой оборотов.

О,  не кладите меня
             В землю сырую —

Скройте,  заройте меня

В траву густую!

Его недаром называют певцом природы. Но, ко­нечно, поэт полюбил ее не в гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга и да­же не в патриархальной Москве первой четверти XIX века. Красота русской природы с юных лет во­шла в сердце Тютчева именно с полей и лесов, окру­жавших его милый Остуг.

Кому незнакомо чувство трепетной любви и неж­ности, с которым относишься к любому деревцу, цвет­ку, былинке, выросшим на земле твоих предков, т земле, где ты родился? Наверное, именно эти чувства побудили поэта к написанию таких стихотворении, как «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зи­мою», «Первый лист».

Иногда он даже обожествляет природу, одновре­менно пытаясь разгадать ее тайны:

Природа — сфинкс.  И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что может статься,  никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

А какой свежестью, ободряющей силой веет от стихотворения «Весенние воды»:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут,  и блещут,  и гласят...

В моем восприятии это одна из лучших картин, написанных пером Тютчева. Читая стихотворение, чувствуешь пробуждающуюся силу весны. У меня, например, в это чудное время года весело и легко на душе. Может быть, такое же состояние было и у авто­ра этих строк? Скорее всего, воодушевленный, пол­ный сил и задора, он и написал это «бурлящее» стихо­творение.

У поэта любовь к природе неразрывна с любовью к родине. Но не все в России так радует его, как кра­сота родных просторов. Происходящие события не со­звучны его личному мировоззрению. Суждения пре­красно характеризуют создавшуюся в стране полити­ческую обстановку:

«В России канцелярии и казармы. Все движется вокруг кнута».

Тютчев был врагом чинопочитания, лишен всяко­го желания выслужиться, являлся противником кре­постного права:

Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда,  свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?     

Соблюдая по возможности все внешние светские приличия, Тютчев не раболепствовал перед ними ду­шой, не покорялся светским условностям, а хранил полную свободу мысли и чувства.

Для поэта Россия представлялась незыблемой гро­мадой, «ковчегом спасения» для Европы. Однако та­кой была лишь «внешняя оболочка». В глубине своей она была «краем долготерпения». Ответственность за беды народные, военные проигрыши автор возлагает на царя. Именно в его адрес была направлена резкая, обличительная эпиграмма:

Не Богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые, и злые,—

Все было ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.

Какое чувство вызвало у меня это стихотворение? Конечно, неоднозначное. Еще три года назад я бы полностью согласилась с Тютчевым. Но сейчас все изменилось. В стране с радостью и благоговением встречают родственников бывших монархов, чувству­ется желание возврата к старому. Мое поколение на­блюдает, как низвергается все, чем жила Россия 70 с лишним лет. Сейчас трудно занять какую-то твердую позицию. Я, честно говоря, колеблюсь. Неоднозначен был в своем поведении и Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, был знаком с некото­рыми декабристами. Однако его возмущали насильст­венные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте и о многом догадываясь, он при­нял строгий нейтралитет. Но в 1826 году поэт вдруг выступил с резкой критикой декабристского дви­жения:

Вас развратило самовластье,

И меч его вас поразил,—

И в неподкупном беспристрастье

Сей приговор закон скрепил.

Народ,   чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена —                            

И ваша память от потомства,

Как труп в земле схоронена.

14 декабря  1825 года

Основываясь на произведениях таких авторов, как Пушкин, Одоевский, я привыкла судить о декабри­стах как о героях. Остаюсь при своем мнении и сей­час, несмотря на приведенные выше строчки. Это стихотворение было написано вдали от родины, в Мюнхене, представления поэта о декабристском вос­стании были составлены по слухам, поэтому в боль­шинстве своем не отражали действительности. О Рос­сии Тютчев мог судить издали, многое было для него неясным. Но несмотря на это, поэт беззаветно любил Россию:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Свою беззаветную веру в родину Тютчев старался прививать и детям. Мне вспоминается маленький, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок ИЗ письма поэта к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ей было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.

Но какие бы стихи Тютчева я ни читала, больше всего меня потрясает любовная лирика. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви.

Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысо­ватый, худощавый, он пользовался большой популяр­ностью среди дам высшего света Москвы, Петербур­га, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева ? Я думаю, он покорял женщин сво­им интеллектом и незаурядной романтической нату­рой. В его любимых стихотворениях невыразимое чувство таинственности.

 

                                                                                                                                                               

                                                                                                                 В начало    

                                                        А.С. Пушкин. Я вас любил...

Я вас любил любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничей

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Сочинение -эссе: «Раздумья над стихотворением А.С. Пушкина «Я вас любил»

Есть всегда что-то благород­ное, кроткое, нежное, благоуханное во всяком чувстве Пушкина.

В Г. Белинский

Пушкин... Ты вновь со мною одинок, и это наслаждение. Мои размышления сегодняшние связаны не вообще с Пушкиным, а с его конкретным стихотворением «Я вас любил. .». С упоением твержу строку: «Я вас любил так искренно, так нежно...».

Читаю вновь все стихотворение и изумляюсь: в нём нет ни эпи­тетов, ни сравнений, ни метафор. Но, говоря словами В.Г, Белинского, «в нём та же трогающая душу гуманность, та же артистическая пре­лесть», что и в других интимных стихотворениях поэта.

Простота этого стихотворения обманчива Его основу образует троекратное повторение выражения «Я вас любил...». В соответствии с этими повторами стихотворение распадается на три части, в каждой из которых выражение «Я вас любил », сохраняя общее значение, приоб­ретает новые оттенки.

На что указывает глагол прошедшего времени «любил» в первой части? На то, что чувство не исчезло.

Во второй - этот же глагол уже указывает на многогранность сопутствующих чувству любви переживаний: безнадежность, робость, ревность.

В третьей части слово «любил» имеет новый смысл: любил и те­перь любит:

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим

Несмотря на эти части, стихотворение воспринимает целостно. И это достигается интонационно - мелодическим ритмом.

Первая часть - это сложносочиненное предложение, состоящее из пяти простых, произносится на нисходящих мелодиях. Вторая часть - из простого предложения с четырьмя однородными членами требует мелодического «перелома», а третья часть (сложноподчиненное пред­ложение с придаточным в конце) требует мелодического подъема, ко­торый уже начался во второй части.

Посмотрите, с какой гуманностью, щедростью, благородством подходит Пушкин к этому чувству. И всё это дано самыми простыми словами, но необыкновенно искренними, как бы вырвавшимися из са­мой глубины души.

Подлинное душевное благородство лирического героя не может не восхитить нас. Ничто не омрачает счастья любимой, даже сознание того, что кто-то любит её безответно. И вновь произношу вслед за по­этом строки:

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть дру?им.

Пушкин... Он необычайно многогранен. Стихотворение «Я вас любил...» считают жемчужиной пушкинской лирики. И это так. Стро­ки его стихотворений привлекают меня своей неподкупной искренно­стью, мудрой простотой.

Очень хотелось бы, чтобы вы, уважаемые читатели, знакомясь с моей работой, держали в своём сознании эти строчки:

Простим горячке юных лет И юный жар, и юный бред . .

 

Перед нами одно из самых проникновенных и загадочных произведений пушкинской любовной ли­рики. Загадочность этих стихов — в их полной безыс­кусственности, обнаженной простоте и в то же время невероятной емкости и глубине человеческого эмоци­онального содержания. Поражает свойственное очень и очень немногим бескорыстие любовного чувства, искрен­нее желание не просто счастья не любящей автора жен­щине, но новой, счастливой любви для нее.

Практически все слова употреблены поэтом в своем прямом значении, единственное исключение — глагол «угасла» по отношению к любви, и то это метафоричес­кое употребление не выглядит каким-то «выразитель­ным приемом». Огромную роль играет трехкратное повторение словосочетания «я вас любил...», а также параллели и повторы однотипных конструкций («БЕЗ-молвНО, БЕЗнадежНО», «ТО РобОСТЬЮ, ТО РевнОСТЪЮ», «ТАК искренНО, ТАК нежНО»)- Эти повторы создают энергию и одновременно элегическую напол­ненность поэтического монолога, который заканчива­ется гениальной пушкинской находкой — исповедь сменяется страстным и прощальным пожеланием:

...Как дай вам Бог любимой быть другим.

 (Кстати, сочетание «дай вам Бог» часто используется в контексте прощания.)

Гармоничной и музыкальной делает эту элегию и пятистопный ямб.с пиррихиями, и точные, простые рифмы, и отсутствие переносов, совпадение синтакси­ческой структуры словосочетаний и предложений со сти­хотворной строкой. Ну и, конечно, совершенно чарующе обыгран любящий и печальный звук «л», а также дру­гие любимые Пушкиным сонорные «р» и «н» (в послед­нем четверостишии).

                                                                                                                                                 В начало

 

 

                    ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"

Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России. Гоголь Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме,

где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как осуществление писательского долга

перед Родиной. В 1841 поэма была закончена, но члены московского цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в негодование от содержания

произведения. Поэма была запрещена. Это были тяжелые для Гоголя

дни. Он обратился за помощью к Белинскому, тот сделал в,се

возможное, чтобы, минуя

цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но считал своим долгом перед

Россией и народом "показать"

хотя с одного боку, всю Русь". Он писал: "Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину

его настоящей мерзости". Эта мысль не покидала писателя-гражданина

во время всей его работы над поэмой.

Гениальное творение Гоголя потрясло всю Россию. В "Мертвых душах" дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30-х годов прошлого века. Губернский

город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы, помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках "мертвых душ", крепостная деревня,

столица с ее министрами и генералами - таков социальный фон поэмы. Всем своим содержанием поэма отрицала безобразный, подлый мир "мертвых душ" - жадных

стяжателей, рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянскобюрократического строя сего дикими

полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом.

Миру "м·ртвых душ" противостоит в поэме лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Как только он переходит от

помещиков и чиновников, от болтунов .и оскотинившихся скопидомов к людям из народа, к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем России - резко меняется сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое одушевление. В поэме "Мертвые души" Гоголь выступил как патриот, в котором жила неотразимая вера в будущее, где не будет никаких Маниловых и Ноздревых, Собакевичей

и Чичиковых. Писатель выразил глубокую надежду, что Россия поднимется к величию и славе. Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых писатель срывает маски с

представителей паразитического дворянского класса. Трагическая судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах крепостных людей. Ими

Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит".

За страшным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к свободной жизни. В этом отношении глубокое значение имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах в седьмой главе поэмы.

Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Крепостное право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт, крепостное право не

увеличивали достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули в прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки - это символ могущества его

Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии. "Мертвые души" - это "энциклопедия жизни крепостной Руси".

Белинский писал: "Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность". Что же несут эти

дворяне-хозяева жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей - выдающихся мастеров слова, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, то что бы мы знали о русской действительности. Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать "темные стороны" русского общества. Поэма звучит оптимистически. Вера в свой народ, в его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью и самобытностью питали все творчество Гоголя. Вслед за словами великого поэта, Гоголь смело может сказать: "Я Родину люблю!" Сейчас в нашей стране идут большие перемены, заново

переосмысливаются человеческие ценность, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Чернышевский писал: "Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России". Высоко поэму оценил Герцен. В произведении, видна прекрасная душа автора, его бесконечная тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни, ощущение величия России.

      

                                                                                                                                             В начало

                             "Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева."

Федор Иванович Тютчев – поэт-философ. Его творчество поражает глубиной и парадоксальностью суждений. Даже лирика природы у поэта философская. Пейзаж и мысль о нем выступают в неразрывном единстве.

Порой природа обретает символический смысл. Она просто отражает жизнь. Например, в стихотворении «Осенний вечер» говорится не только о сезоне, о времени суток, но и о «светлом» увядании, о старости человека:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

…Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

А бывает, что перед нами только пейзаж, но в нем ясно видна судьба человека:

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

…Про юную пальму все снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

Стоит и цветет одинока…

Поэт стремится изобразить в этом маленьком фрагменте целый мир, всю жизнь. Ему вообще свойственна глобальность мысли, образа, что особенно проявляется в лирике природы. Тютчева привлекает необъятная стихия:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

Природа в лирике Тютчева – это или хаос, или гармония. И каждое состояние имеет свой образ, свой язык. Человек осознает и примет их, если захочет. Но это трудно. Вот лирический герой пытается понять «язык» ветра:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Чтобы постичь великие тайны природы, поэт советует раствориться в ней, слиться с этим прекрасным миром. Тогда произойдет чудо:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Все во мне и я во всем!..

Человек увидел, услышал, почувствовал то, что прежде ему было не дано. Это счастье! Отчего же он так тоскует? Поэт считал: главная трагедия человека состоит в том, что он отделил себя от природы. Ведь мир един. Разорвав связь с природой, люди стали замыкаться в себе, в своей индивидуальности, и это привело их к трагическому ощущению жизни. Они перестали понимать мир и начали бояться его. Теперь человек может лишь на короткое время прикоснуться к природной гармонии. Полного единения с этим миром ему не обрести, вот он и печалится. Сам поэт всю жизнь старался преодолеть пропасть между собой и природой, мучительно понимая, что это невозможно. Тютчев осознавал одно: у человека и мира общий разум, значит, они могут когда-нибудь прийти к согласию:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества…

Скажи заветное он слово –

И миром новым естество

Всегда откликнуться готово

На голос родственный его.

О многих достоинствах природы поэт говорит также в стихотворении «Не то, что мните вы, природа». Тютчев осуждает бездумное, негуманное отношение к ней:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Поэт понимает, что существуют люди, для которых природа – пустой звук:

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Тютчев пишет о них с иронией, но в то же время жалеет этих нравственных калек:

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Души его, ах! не встревожит

И голос матери самой!..

Поэт утверждает в природе материнское начало, и подчеркивает, что без нее человек – сирота. Нет ему в мире ни счастья, ни покоя. Однако если человек стремится общаться с природой, она все исправит.

 

                                                                                                                                                             В начало

Используются технологии uCoz